(function(d, t, p) { var j = d.createElement(t); j.async = true; j.type = "text/javascript"; j.src = ("https:" == p ? "https:" : "http:") + "//stat.sputnik.ru/cnt.js"; var s = d.getE" />
  • +7 (47366) 4-51-83
Твердохлебовка, Калинина ул, 60

Скоморохина Елена Владимировна

Эссе на конкурс "Учитель года - 2016"

Рассуждения о смысле.

 Счастлив тот, кого судьба привела к тому,

к чему предназначила его природа.
Счастлив он сам и счастливо через него человечество.
А.Дистерверг

               Чтобы понять, почему я стала учителем, пришлось задуматься и порассуждать. Задуматься о смысле, а вернее о многих смыслах. О смысле жизни, о смысле выбора, о смысле деятельности и о смысле будущего. Почему я выбрала профессию учитель? А просто не было никакого выбора. Я не представляла кем можно стать еще.  Каждый человек должен оставить о себе память. Жизнь стремительно изменяется, одни люди уходят, приходят  новые, одно поколение сменяется другим. Так и с профессиями. Одни безвозвратно теряются, заменяются новыми, которые постепенно становятся привычными, но есть профессии вечные, неподвластные времени. Одна из таких профессий – учитель. Вот и хотелось быть всегда нужной людям, а точнее детям. Сделать так, чтобы мир взрослой жизни не стал для ребенка чужим и опасным, чтобы он чувствовал себя уютно и комфортно и нес в этот мир новое и интересное. Я убеждена, что мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями, удачами и неудачами.      Учитель – это человек, который закладывает основу всему, а главное, формирует самого человека, его политические взгляды, мировоззрение; даёт основу этическому и эстетическому началу; воспитывает гуманизм, любовь к Отечеству.

             С годами я поняла, что передать детям все свои знания невозможно, их в первую очередь необходимо, как ни банально это звучит, научить учиться. Главное – превратить учеников из пассивных слушателей в активных участников учебного процесса, научить их думать, находить ответы на волнующие вопросы, самостоятельно принимать решения, создавая условия для раскрытия потенциала и помочь познать самих себя.

            На первом месте в школе, конечно, конкретные знания, основы многих наук. Я считаю важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании: умение читать и вычленять главное в тексте, строить логические цепочки, делать выводы, моделировать  пути развития событий. Я стараюсь донести до ребят, что начав учиться в школе, они будут продолжать учиться всю жизнь. С возрастом учеба, как вид деятельности, делает шаг в сторону, не назад, а именно в сторону. Давая тем самым возможность труду поравняться с ней, и дальше они идут нога в ногу. Ученики должны понять, что навыки, полученные в школе, необходимы будут и во взрослой жизни, что учиться – это навсегда. Считаю необходимым сформировать у ребят серьезное отношение к своей деятельности, понимание личной ответственность за свои действия.

        В последнее время в педагогической науке довольно часто можно столкнуться с тревожной мыслью о том, что у современного поколения отсутствует историческое сознание, историческое мышление и историческая память. Считаю, что основания для подобного вывода есть и довольно существенные. Современноемолодое поколение живет только сегодняшним днем. Связи с прошлым, к сожалению, становятся все слабее.Свою задачу учителя истории я и вижу в том, чтобы соединить нить времени. История не должна быть далекой (не только во времени, но и в пространстве) и безликой. Возможность сделать ее ближе и нагляднее дает сегодня краеведение.

         Использование краеведческого материала на уроках истории открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия, создания творческих работ.Очень показательны в этом плане мини- проекты о семье. Сначала несколько скептическое отношение: «Да что я могу рассказать? Мы обычная семья, совсем ничего особенного».  А вот после окончания работы… Эти горящие газа, восторг и гордость: «Вы знаете, что моего папу знают не только в селе, но и в районе. Какие удивительные слова о нем говорят. Несколько раз даже писали в районной газете. Раньше я даже об этом не знала. Спасибо, что уговорили на эту работу!», «Я успела расспросить бабушку о ее жизни, к сожалению, не очень подробно. Ее больше нет с нами. Но если бы не этот проект, я не знала бы и этого. Как много я потеряла!», «Оказывается мои прабабушка и прадедушка были на Целине. Их рассказы помогли мне  понять материал учебника».  Ученики погружаются в атмосферу действительности, они становятся очевидцами далеких событий. Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, обретает конкретные лица. К детям приходит понимание того, что, действительно,  историю делают люди. И не только яркие личность, а и совсем обычные, те, что рядом с ними. Это в свою очередь приводит к осознанию, что каждый  в будущем сможет вписать свои строки и даже страницы в историю страны.

         Используя краеведческий материал, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить методику уроков, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность, участвует в патриотическом воспитании школьников.

         Моя задача не только в том, что бы обогатить ребенка знаниями, кроме этого необходимо развивать его личностные качества, которые необходимы для успешной социализации в современном обществе. Я считаю, что именно история, обществознание и право – предметы, которые учат жизни, формируют активную жизненную позицию, определяют нравственные устои человека в обществе, его гражданскую позицию и любовь к стране, в которой живешь. Передо мной очень трудная задача -  подготовить учеников к жизни в современном обществе.Наше время – время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения.Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового. Стараюсь донести до старшеклассников всю сложность и ответственность момента окончания школы и выбора дальнейшего пути.  На пороге самостоятельного бытия юношам и девушкам приходится принимать важные решения, последствия которых будут проявляться долгие годы, без преувеличения – всю жизнь. Это должны быть их собственные решения.

       Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Но как бы ни было, дети всегда остаются детьми, учителя – учителями.Хороший учитель учится всю жизнь. Я верю, что лучший мой урок – впереди, а продолжать его будет сама жизнь.

Есть семь чудес на белом свете,

Восьмое чудо света-ДЕТИ!

Вот стоит человек крошка

Как у всех есть глаза и уши.

Не ругай, потерпи немножко,

Не спеши, ты его послушай...

Ты лепи из него личность,

Как из воска иль из глины белой,

Разгляди его необычность,

Если взялся-лепи умело...

Может, гены в нем Архимеда, Менделеева, Галилея?

Ты лепи его до победы

Пока пальцы не онемеют...

Чаще сердце ребенка слушай

Очень много тебе доверено:

Ты характер лепишь и душу,

Ты работай легко и уверенно!

Ты лепи, пока сердце бьётся,

Хорошо лепи и умело!

Урок истории 5 класс.